Административная ответственность военнослужащих: особенности, что это такое, оформление правонарушения

Совершение деяний, запрещенных законодательством, влечет применение наказания в отношении всех без исключения виновных. Лица, имеющие погоны на плечах, в ряде случаев несут ответственность наряду с обычными гражданами, но в части наказания военнослужащих есть свои особенности.

Виды ответственности

Что грозит уклонистам от армии

Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:

  1. Дисциплинарную;
  2. Административную;
  3. Уголовную.

Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Уголовная ответственность военных

Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона

Важно знать: Уголовный кодекс РФ содержит раздел 11 о преступлениях против военной службы. Привлечь к ответственности за совершение деяний из данного раздела возможно только лиц, несущих воинскую службу.

Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса.

Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст.

349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.

Служба в органах военной прокуратуры РФ

Административная ответственность военнослужащих: особенности, что это такое, оформление правонарушения

ТОП 4 уважительных причин неявки в военкомат

Дисциплинарная и административная ответственность

Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.

Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.

Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:

  1. Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
  2. За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
  3. Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
  4. Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.

Административная ответственность военнослужащих: особенности, что это такое, оформление правонарушения

Военное преступление в международном праве

Какие наказания применяются за совершение административного правонарушения

Взыскания за дисциплинарно-административные нарушения применяются в зависимости виновного субъекта. Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.

Вид наказания В чём проявляется Исключения (в отношении кого не используется)
Выговор, строгий выговор Объявляется командиром с занесением в личное дело
Лишение увольнения Запрещено покидать расположение части или сходить на берег Не применяется для лиц, несущих службу по контракту, проходящих сборы
Лишение знака отличника Изъятие нагрудного знака
Отчисление из учебного учреждения Проходящим обучение в военных образовательных организациях Только для курсантов, на остальные категории не распространяется
Предупреждение о неполном соответствии Подвергаются кадровые военные, в личное дело заносятся данные о неисполнительности либо низком уровне организации деятельности по выполнению должностных обязанностей. Возможно только один раз за все время службы Солдаты, матросы, старшины, сержанты
Понижение в должности Осуществляется на одну ступень вниз
Понижение в звании На одну ступень Младшие и высшие офицеры
Снижение в должности и звании Офицерский состав
Увольнение до окончания срока контракта из-за невыполнения его условий Досрочное расторжение контракта с согласия и без него. Если при этом не отслужено необходимое время, положенное для призывника, служба продолжается (1 месяц = 2 месяца несения воинской обязанности по призыву). Призывники, рядовой состав, уволенные в запас и призванные на военные сборы
Отчисление с военных сборов Освобождение, прохождение сборов не зачтётся Только для граждан – участников военных сборов
Дисциплинарный арест Изоляция в условиях гауптвахты, за грубое нарушение, которое на «гражданке» карается административным арестом, сроком до 30 суток. ·         Служащие женщины,

  • ·         несовершеннолетние,
  • ·         офицерский состав,
  • ·         не принесшие военную присягу,
  • ·         при неудовлетворительном состоянии здоровья

Срок применения наказания – 10 дней с момента установления допущенного проступка. Если необходимо проведение разбирательство, затраченное на него время не должно превышать 30 суток.

Какие обязанности и права патруля военной полиции?

Могут ли к военнослужащим быть применены административные меры воздействия на общих основаниях? Предусмотренное КоАП РФ наказание в виде штрафа не распространяется на служащих по призыву. Также исключается назначение призывникам и рядовому составу административного ареста (по сути его заменяет дисциплинарный).

Административная ответственность военнослужащих: особенности, что это такое, оформление правонарушения

Уголовные наказания военнослужащих

Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим, имеют свою специфику. Статья 44 УК РФ содержит полный перечень, из которого выделяются меры принуждения за совершение правонарушений против военной службы:

  1. лишение воинского звания;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности;
  3. ограничение по службе;
  4. содержание в дисциплинарной воинской части.

Последние два вида являются основными видами наказаний, лишение звания и права занятия должности – дополнительным, это означает, что самостоятельными они быть не могут. Назначение возможно лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Наказания, применяемые к военнослужащим Суть мер принуждения Исключения
Лишение воинского звания Происходит отмена присвоения специального звания, отмена государственных наград и всех льгот и привилегий, связанных с ними Рядовой состав
Лишение права заниматься какой-либо деятельностью Гражданин не имеет право оставаться на занимаемой должности и не должен назначаться на подобные в период от полугода до 3 лет либо выполнять определенную деятельность (например, водить транспортное средство). Если предварительно лицо лишается свободы, то дополнительное наказание действует после освобождения.
Ограничение по службе Это замена исправительным работам. На срок от 3 месяцев до 2 лет осужденным военнослужащим приходится претерпевать:

  1. ·         удержание 20 % заработка;
  2. ·         отсутствие должностных повышений и звания;
  3. ·         уменьшение выслуги лет на назначенный срок.
призывники
Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в условиях изоляции сроком от 3 месяцев до 2 лет. Замена лишению свободы на тот же срок. Младшие и высшие офицеры; контрактники

В случаях совершения преступлений, направленных на иные сферы общественной жизни за исключением армейской службы, меры принудительного воздействия будут применены по общим правилам.

Исполнение наказаний, назначаемых военнослужащим, законодательством возложено на военные структуры, ГУФСИН этим не занимается.

Специально формируются воинские части, где помимо жёсткой дисциплины и режима осужденных привлекают к трудовой повинности.

  Как написать заявление в полицию о краже имущества?

Источник: https://sprosi-urista.ru/osobennosti-primeneniya-ugolovnyh-i-administrativnyh-nakazanij-k-voennosluzhashhim.html

Административная ответственность военнослужащих

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№ 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Читайте также:  Категория а в армии (1–4): что значит, группы здоровья в военном билете

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение 

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

  • В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
  • Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.
  • Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Источник: https://sudkonsult.ru/poleznaya-informaciya/voennye-dela/administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhih.html

Военная прокуратура разъясняет особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания», а также рядом иных статей КоАП РФ.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

  • Административная ответственность военнослужащих на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за правонарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
  • В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением:
  • — административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Указанное исключение не касается офицеров;
  • — административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих;
  • — административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам;
  • В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
  • 19 военная прокуратура, войсковая часть 56680

Источник: https://vladimir-smi.ru/item/209788

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Так, согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

  • К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
  • Примечание «ЮК Стратегия»:
  • *Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом.
  • **Виновные действия — действия, совершенные лицом, осознающим противопровность своих действий (бездействия).
  • Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия (наказания) установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ).

Сосгласно ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников).

При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

  1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.
  2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
  3. Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.
Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом. Следует учитывать, что согласно п.

8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности) по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство.  Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке (нарушении).

Читайте также:  Берут ли в армию с кифозом 1, 2 или 3 степени, особенности прохождения комиссии

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

В соответствии со ст. 2.5.

Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами.

В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации  за I квартал 2007 года ( см.

Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой,  «сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8  решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу — прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме  или   тянет  с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях  военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

  • При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.
  • К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются в общем порядке, без каких-либо особенностей, например, за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им  без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.
  • К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут  материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере.

Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет.

Однако военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: — военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; — действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; — военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
  2. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность только для военнослужащих.
  3. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 12 УПК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

  • Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.
  • Нужна помощь военного юриста?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?
  • Нужен образец заявления, иска в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: sud-mo@yandex.ru
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ».

Источник: http://voensud-mo.ru/duty

Военная прокуратура разъясняет особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания», а также рядом иных статей КоАП РФ.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

  • Административная ответственность военнослужащих на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за правонарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
  • В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением:
  • — административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Указанное исключение не касается офицеров;
  • — административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих;
  • — административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам;
  • В случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим, за исключением вышеперечисленных случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
  • 19 военная прокуратура, войсковая часть 56680

Источник: http://novosti33.ru/event/voennaya-prokuratura-razyasnyaet-osobennosti-privlecheniya-voennosluzhashhih-k-administrativnoj-otvetstvennosti/

В каких случаях наступает административная ответственность военнослужащих?

Правовой статус военнослужащих отражен в ст. 28 ФЗ “О статусе военнослужащих” и других Федеральных законах. Административная ответственность военнослужащих наступает при совершении ими административных правонарушений. Особенность военного статуса состоит в том, что подобные противоправные действия могут вызывать не только административную, общегражданскую ответственность, но и дисциплинарную, характерную исключительно для служащих ВС РФ.

Читайте также:  Самая сильная армия в мире: рейтинг самых больших и мощных армий

Особенности административной ответственности военнослужащих

Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями.

Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: административный арест, исправительные работы, штрафные санкции и лишение водительского удостоверения.

Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов.

Наказать военнослужащего могут за проступки следующего характера: пограничные нарушения, санитарно – эпидемиологические проступки, несоблюдение закона о выборах и референдумах, нарушение противопожарных правил вне части, где проходит служба.

Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД.

Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД.

В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие смежных сфер, таких как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается дисциплинарное взыскание.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности

Информация доводится до военного комиссара или непосредственного начальника нарушителя. Задерживать военнослужащего не имеют права, его передают военному патрулю. После возвращения в часть виновник помещается на гауптвахту, если содеянное носит характер серьезного проступка. Так же поступают с военным, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Административный протокол должен быть доставлен в часть не позднее 3 суток с момента его оформления. Затем собирается комиссия и инициируется внутреннее расследование. Виновный должен написать рапорт, объяснив мотивы и свое видение события.

После вынесения решения составляется протокол, в котором указаны меры воздействия. Виновному может грозить гауптвахта, понижение в звании или должности, лишение материального поощрения.

Решение отображается в личном деле виновного и может быть аннулировано при примерном поведении, отсутствии нарушений в течение года с момента проступка.

Военнослужащие срочной службы не могут быть подвергнуты материальному взысканию, штрафные санкции заменяются им нарядами вне очереди, запретом на краткосрочные отпуска и увольнительные за пределы части. Наказание заносится в личную карточку солдата, при повторных нарушениях наказание может усугублено вплоть до перевода в особую дисциплинарную часть.

Если военнослужащий не согласен с вынесенным осуждением, он может подать жалобу вышестоящему начальству или обратиться с исковым заявлением в военный гарнизонный суд. Сделать заявление допускается в течение месяца после оформления протокола.

После принятия ходатайства о рассмотрении дела, суд обязан в 10-дневный срок вызвать на заседание виновного и представителя руководства части для дачи пояснений по инциденту. В случае, когда законом допускается вынести наказание в гражданском производстве, военнослужащий одновременно может получить служебное взыскание по военному ведомству.

Обжаловать двойное наказание можно в крайних случаях, если представлены смягчающие вину факты и показания свидетелей.

Согласно ДУ РФ военнослужащий не может быть привлечен к административной ответственности, если после совершения проступка прошло больше года.

Исключения составляют случаи, когда военнослужащий совершил проступок в отпуске, отсутствовал в части по болезни или был в командировке.

В подобных случаях, ответственность распространяется на срок с момента поступления в часть соответствующих документов. Проведение дознания может быть организованно по представлению военной прокуратуры или следствия.

Источник: https://alljus.ru/voennoe-pravo/v-kakix-sluchayax-nastupaet-administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhix.html

Административная ответственность военнослужащих

Ответственность военнослужащих закреплена в 76 ФЗ ст. 28 «О статусе военнослужащих», статье 2.5 КоАП РФ, а также ряде других нормативно-правовых актов Российской Федерации.

К административной ответственности привлекаются лица, совершившие административное правонарушение, т.е. посягающие на права, свободу, имущество граждан России и нарушающие государственный и общественный порядок. За указанные нарушения, военные также несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с Дисциплинарным Уставом Российской Федерации.

Порядок привлечения к административной ответственности

Особенностью административной ответственности военнослужащих является то, что некоторые виды взысканий, таких как лишение водительского удостоверения, наложение штрафа, арест или исправительные работы, не могут напрямую быть применены в отношении данной категории граждан. Это не означает “безнаказанность” или уклонение от предусмотренных наказаний, а лишь то, что дело будет рассмотрено согласно правилам «ДУ» РФ.

Административное наказание предусмотрено за следующие незаконные действия военнослужащих:

  • нарушение правил прохождения пограничного контроля;
  • игнорирование требований уполномоченных лиц таможенного контроля;
  • нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта;
  • незаконная коммерческая деятельность на границе (контрабанда);
  • финансовые махинации и нарушение закона о налогах и сборах;
  • несоблюдение требований пожарной безопасности за пределами расположения части;
  • игнорирование законных требований следователя, прокурора или других уполномоченных лиц ведущих расследование.

При привлечении военнослужащего к ответственности по одному из перечисленных пунктов, государственные органы оповещают командование части. В ходе расследования выявляются условия и мотивы, служившие основанием для совершения проступка.

В случае, если правонарушение попадает под «дисциплинарный проступок» и наказание выносится на основании «ДУ» РФ, материалы дела передаются руководству воинской части, для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности.

Административные наказания в отношении военнослужащих

Если проступок регулируется КоАП РФ, в отношении военных применяются следующие административные взыскания:

  • предупреждение или штраф;
  • возмездное изъятие предмета правонарушения, либо его конфискация;
  • исправительные работы, на установленный уполномоченным органом срок;
  • административный (дисциплинарный) арест ;
  • лишение специальных прав и статуса военнослужащего.

Решение о наложении взыскания реализуется органами исполнительной власти и их сотрудниками, при условии, что нарушитель не является должностным лицом уполномоченных ведомств.

Стоит отметить, что служащийвправе оспорить вынесенный вердикт и обратиться с жалобой к вышестоящему руководству, либо подать иск в военный суд. Срок подачи заявления составляет 30 дней со дня оформления протокола. Военный гарнизонный суд обязан в течение 10 дней рассмотреть ходатайство и вызвать обе стороны для дачи пояснений.

Источник: http://xn--80aaeej2cdcww.xn--p1ai/znaniya/administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashchikh

Административная ответственность военнослужащих

Составьте проект судебного решения по подготовленному Вами исковому заявлению.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической и административной.

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан). Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.

5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами.

Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и в виде административного штрафа.

2.Административная ответственность должностных лиц.Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.

5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса.

Члены советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (3.5, 7.29 — 7.32, части 7 статьи 19.

5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 Кодекса – заказчики). Совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.

32 Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Источник: https://studopedia.su/16_84212_administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashchih.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector