Виды ответственности военнослужащих (юридическая, гражданско-правовая), регламентирующие законы рф

Виды ответственности военнослужащих (юридическая, гражданско-правовая), регламентирующие законы РФ

Бесплатная консультация по вопросам приобретения жилья для военнослужащих

В группу преступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими входят: неисполнение приказа; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника; оскорбление военнослужащего; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношении подчиненности.

Ответственность за неисполнение приказа наступает по статье № 332. Наказание за это (в зависимости от характера неисполнения приказа и наступивших последствий) предусмотрено в виде ограничения по службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Сопротивление как преступление состоит в воспрепятствовании начальнику или другому военнослужащему (патрульному, дежурному и т.п.) выполнять возложенные на них обязанности военной службы. Принуждением признаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе.

Сопротивление или принуждение, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если преступление совершено группой лиц или с применением оружия, либо повлекло тяжкие последствия, наказание повышается до восьми лет лишения свободы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается лишением свободы на срок до трех лет, а при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, с применением оружия, наступлением тяжких последствий) — до десяти лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью от двух до десяти суток наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

За уклонение от военной службы указанными путями на срок от десяти суток до одного месяца военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В случае уклонения от военной службы продолжительностью свыше одного месяца эти военнослужащие наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

За дезертирство (статья 338 УК РФ), то есть самовольное оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы или неявку с той же целью на службу, предусмотрено лишение свободы на срок до семи, а в некоторых случаях до десяти лет.

За уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана предусмотрены различные уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

К преступлениям, нарушающим правила несения специальных служб, относятся: нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

За эти преступления предусмотрены такие наказания, как ограничение по службе на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части сроком до двух лет, лишение свободы на срок до пяти лет.

Оставление погибающего военного корабля; уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения образуют группу преступлений против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники. Эти преступления наказываются на различные сроки ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы, лишением права занимать определенные должности либо штрафом.

Военнослужащие за совершение и общеуголовных преступлений, и преступлений против военной службы подвергаются уголовному наказанию только военными судами.

Методические рекомендацииВо вступительном слове необходимо отметить, что юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и характеризуется применением к виновному в совершении правонарушения (преступления) мер принуждения со стороны государства.

В первом учебном вопросе следует перечислить основные виды юридической ответственности, которой подвергаются военнослужащие.

При этом можно подчеркнуть, что военнослужащие привлекаются к административной ответственности в ином порядке по сравнению с другими гражданами Российской Федерации.

При рассмотрении второго вопроса важно донести до слушателей понимание всей тяжести наказания при возникновении уголовной ответственности. В этой части лекции целесообразно более подробно изучить статьи главы 33 раздела XI УК РФ о преступлениях против военной службы.

Рекомендуемая литература:Уголовный кодекс Российской Федерации.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.Дисциплинарный устав ВС РФ.Федеральный закон Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих.

Андрей ГАВРИЛЮК, государственный советник юстиции,помощник военного прокурора Западного военного округа

Ориентир 03 2014

Источник: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/yuridicheskaya-otvetstvennost-voennoslujaschih/

Виды юридической ответственности военнослужащих

  • Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).
  • Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.
  • Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

  1. Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.
  2. Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.
  3. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:
  4. – в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
  5. – если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
  6. – повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
  7. – по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);
  8. – в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
  9. – в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.

5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования  и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

  • В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:
  • – административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;
  • – административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;
  • – административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.
  • За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.
  • Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника).

Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Читайте также:  Военкоматы новосибирска (октябрьского, советского и ленинского района), адреса и контакты

Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е.

не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Старший советник юстиции В. В. Степанов

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201605171725-28gb.htm

Юридическая ответственность военнослужащего

Военнослужащего могут привлечь к различного рода ответственности, в зависимости от характера нарушения к гражданину применяется один из видов ответственности и назначается соответствующее наказание.

Дисциплинарная

Под этим видом ответственности предполагается соблюдение дисциплины и порядка, связанных с военной службой, а также воспитательного взаимодействия на других военнослужащих. Дисциплинарную ответственность могут понести граждане, которые совершили дисциплинарный проступок в целях воздействия государственно-правовым способом.

Наказание за нарушение устанавливается согласно общевоинским уставам. Дисциплинарная ответственность может наступить как в сфере воинской дисциплины, так и в сфере административного права, например, в общественном месте. Возможные взыскания имеет право устанавливать непосредственный начальник военнослужащего.

Административная

Военнослужащий понесёт административное наказание, если нарушит ПДД, порядок мероприятий, связанных с охотой и рыболовством, а также пограничные правила. Административная ответственность может наступить, если гражданин имеет нарушение в финансовой сфере, сфере оплаты налогов.

Материальная

Если гражданин, проходящий военную службу, наносит материальный ущерб государственному имуществу, то в этом случае наступает материальная ответственность лица, который обязан возместить финансовые убытки, которые являются последствиями его действий. Как правило, возмещение убытков не оценивается в том размере, в котором был нанесён ущерб, наказание для военных более лояльное по сравнению с гражданско-правовым нарушением и несёт отчасти воспитательное воздействие.

Гражданско-правовая

Такой вид ответственности наступает в случае нанесения ущерба в период отсутствия выполнения должностных обязанностей, связанных с военной службой. Гражданско-правовое нарушение может рассматриваться в судебном порядке или в других государственных структурах.

Уголовная

Ответственность устанавливается согласно уголовному кодексу Российской Федерации и преступление рассматривается на общих основаниях по отношению к гражданину РФ.

Также УК содержит список определенных противоправных действий и их последствий конкретно для военнослужащих.

Уголовное преступление рассматривается в судебном порядке и может содержать материальное взыскание с виновного, если присутствует факт нанесения какого-либо ущерба.

Источник: https://okd1.ru/spravka/yuridicheskaya-otvetstvennost-voennosluzhashhego/

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Так, согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

  • К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
  • Примечание «ЮК Стратегия»:
  • *Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом.
  • **Виновные действия — действия, совершенные лицом, осознающим противопровность своих действий (бездействия).
  • Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия (наказания) установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ).

Сосгласно ст. 81 ДУ ВС РФ принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников).

При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

  1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.
  2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
  3. Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.
Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом. Следует учитывать, что согласно п.

8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности) по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство.  Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке (нарушении).

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

В соответствии со ст. 2.5.

Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами.

В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации  за I квартал 2007 года ( см.

Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой,  «сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8  решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу — прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме  или   тянет  с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Читайте также:  Положение о воинском учете: что это такое, кто подлежит постановление правительства 719, виды

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях  военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

  • При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.
  • К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются в общем порядке, без каких-либо особенностей, например, за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им  без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.
  • К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут  материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере.

Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет.

Однако военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: — военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; — действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; — военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
  2. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность только для военнослужащих.
  3. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 12 УПК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

  • Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.
  • Нужна помощь военного юриста?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?
  • Нужен образец заявления, иска в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: sud-mo@yandex.ru
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ».

Источник: http://voensud-mo.ru/duty

Виды юридической ответственности военнослужащих

Юридической гражданской ответственностью называется выполнение правовых норм, законодательно установленных в государстве. Если гражданин, в том числе военнослужащий, преступит нормы и совершит противоправный поступок, то реакция государства должна быть адекватной и незамедлительной. Противоправность действий военнослужащих разделяется на преступления и проступки, от данной квалификации зависит, какую именно юридическую ответственность придется нести нарушителю. Преступления представляют собой опасные деяния, рассматриваемые УК РФ, подлежат обязательному судебному рассмотрению. Проступки несут меньшую угрозу для общества и могут быть наказаны без судебного вмешательства.

Основой юридической ответственности является присутствие комплекса составляющих: события рассмотрения, его доказанности и вреда от проступка, связи между ними.

Соответствие между рассматриваемым событием и законодательством, определение наказания и его целесообразность — без наличия совокупности принципов не может идти речь о правовой ответственности граждан.

Военнослужащие несут полную ответственность за свои поступки, причем, дополнительно к общегражданским мерам, к ним применим ФЗ “О статусе военнослужащих”. Существует пять видов юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско – правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Нарушение воинского устава, общевойсковой дисциплины и порядка в общественных местах может повлечь за собой наказание, выраженное в порицании, заключении на гауптвахту, административных взысканиях. Поскольку дисциплина является основой построения армейской структуры, то на подобные нарушения всегда обращается особо пристальное внимание. Основные положения и установки даны в Дисциплинарном уставе (ДУ ВС), где регламентированы юридические нормы конкретных требований к несению службы.

Основными применяемыми санкциями при противоправных поступках являются дисциплинарные взыскания, перечень которых прописан в Дисциплинарном уставе. Исполнение наказания поручается командиру части или непосредственному начальнику военнослужащего.

Повторное нарушение в установленный срок ведет к ужесточению наказания, переквалификации по более строгим нормативам. Оспорить вынесенное решение можно, обратившись в вышестоящую армейскую инстанцию и обосновав свое несогласие с принятым решением.

Административная ответственность военнослужащих

На военнослужащих распространяется положение КоАПП, как для гражданских лиц, и особые административные положения, отмеченные в ДУ ВС.

Противоправные действия, направленные на нарушение общественного порядка, наносящие урон окружающей природе, вред государственной и частной собственности, чести и достоинству гражданских лиц — подобные проступки и преступления вызывают административное наказание.

Взыскания могут накладывать государственные органы управления, но в случае виновности военнослужащих имеются некоторые ограничения и особенности.

В первую очередь, наказание регламентируется ДУ ВС, затем происходит рассмотрение по общегражданскому законодательству. Военнослужащие не могут быть подвергнуты штрафным санкциям, лишению водительских удостоверений, административному аресту, им не назначаются исправительные работы. Если составлен протокол органами государственной власти, то он передается по месту службы на рассмотрение командира части. Дальнейшее разбирательство происходит по войсковому уставу, о результатах докладывается по месту регистрации административного правонарушения.

Материальная ответственность военнослужащих

Данный вид юридической ответственности призван соблюдать законность в обеспечении сохранности финансов, военного имущества, вверенного личного оружия и средств обороны.

Соблюдая отчетность и не принося умышленного вреда материальной части подразделения, военнослужащий обязан отчитываться о конкретных случаях, наносящих урон собственности ВС РФ.

Военнослужащие срочной службы несут материальные взыскания в строго определенных суммах, причем ответственность за ущерб чаще всего заменяется наказанием морального и дисциплинарного характера.

Служащие по контракту погашают причиненный ущерб несколькими способами, зависящими от размера возмещения.

Это могут быть ежемесячные удержания из заработка или единовременный возврат всей уточненной в ходе рассмотрения суммы.

Если виновник имеет возможность и желание покрыть урон, нанесенный воинскому подразделению добровольно, то дело может быть не возбуждено. В таком случае виновник понесет лишь дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность военнослужащих

При нарушении договорных и личностных взаимоотношений с гражданскими лицами, уклонении от уплаты различных налогов и отказе за выплату по исполнительным листам наступает гражданская ответственность.

Этот юридический вид взыскания рассматривается исключительно по Федеральным законам, положениям для гражданского судопроизводства. Гражданские дела рассматривают взаимоотношения военнослужащих с физическими и юридическими лицами вне воинской структуры, подзаконны гражданским судам и исполнительным органам.

Если событие произошло в местности, не имеющей гражданского судопроизводства (закрытые военные поселения), то ведением дел занимаются военные суды.

Уголовная ответственность военнослужащих

Данный вид противоправных деяний разбирается =военными судами= различных уровней. Несмотря на то, что все уголовные преступления рассматриваются единым УК РФ, в нем есть специальные разделы, посвященные специфике военной службы. Воинские преступления уголовной наказуемости связаны с невыполнением устава, неподчинению приказам командира, нанесения ущерба ВС РФ, дезертирством из частей ВС РФ. Объединены они в ст. 33 Особенной части УК РФ, но наказание может быть назначено по совокупности, с учетом общегражданских норм права. Исполнение приговора не может быть отложено по причине несения службы, виновник подлежит увольнению из рядов ВС РФ и заключению под стражу. Если же наказание ограничено вынесением штрафных санкций, лишения звания, должности, то гражданин продолжает служить.

Особенностью любого наказания для военнослужащих является то, что закон допускает применение юридической ответственности за одно преступление по различным разделам права. Например, дисциплинарная ответственность не исключает уголовной, и наоборот.

Источник: https://alljus.ru/voennoe-pravo/yuridicheskaya-otvetstvennost-voennosluzhashhix.html

Гражданско-правовая ответственность. Санкции, виды и основания

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Понятие гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность – это вид юридической ответственности, представляющий собой установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином, юридическим лицом, должностным лицом, органом власти (правонарушителем) своих обязанностей, юридически закрепленных соответствующими договорами и документами.

Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственно-принудительного воздействия на правонарушителя, которая применяется специально уполномоченным на то органом (судом, арбитражным судом, третейским судом) в установленном законом процессуальном порядке. Она обращена к правонарушителю и состоит в реализации предусмотренных законом санкций.

Читайте также:  Приписное свидетельство из военкомата, как выглядит удостоверение призывника

Санкции гражданско-правовой ответственности

Санкции гражданско-правовой ответственности подразделяются на:

  • конфискационные (безвозмездное изъятие у правонарушителя имущества в пользу государства);
  • компенсационные или право-восстанавливающие (возмещение вреда или убытков, причиненных потерпевшему);
  • штрафные или стимулирующие (взыскание, независимо от убытков, в пользу потерпевшего, неустойки, пени, штрафы);
  • отказные (отказ в защите права), применяемые в случаях злоупотребления правонарушителем своим правом, например, для достижения цели, запрещенной законами.

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, представляет собой ответственность правонарушителя перед потерпевшим (редко — правонарушителя перед государством), имеет компенсационный характер (преследуется цель восстановить имущество потерпевшего), предусматривает равенство ответственности за однотипные правонарушения всех участников праводеяний (физических, должностных, юридических лиц, государственных органов), имеет независимый характер применения (правонарушитель возмещает вред и убытки, независимо от применения к нему др. мер юридического воздействия). Например, административный штраф (см. Административная ответственность) не освобождает правонарушителя от возмещения нанесенного потерпевшему ущерба.

Виды гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность может быть деликтной или договорной.

Деликтная — это гражданско-правовая ответственность, наступающая в случаях причинения вреда или убытков одним правонарушителем другому, когда последние не связаны обязательствами (договорами). Подобные случаи: нарушение права собственности; нарушения, касающиеся защиты чести, достоинства и деловой репутации физических и должностных лиц; нарушения авторских и смежных прав и др.

Договорная гражданско-правовая ответственность — ответственность за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Основания гражданско-правовой ответственности

Необходимыми основаниями для принятия мер гражданско-правовой ответственности являются:

  • наличие договорных отношений между истцом (потерпевшим) и ответчиком (правонарушителем);
  • факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

Второе основание характеризуется набором признаков, образующих состав гражданского правонарушения:

  • противоправность поведения, наличие вреда и убытков;
  • причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями;
  • наличие вины (прямой или косвенный умысел, самонадеянность, небрежность, неосторожность и др.).

Законы устанавливающие гражданско-правовую ответственность

Федеральные законы, регулирующие отношения в области гражданской защиты, содержат статьи, устанавливающие гражданско-правовую ответственность:

Российское законодательство в области гражданской защиты содержит совокупность правовых норм (институт) гражданско-правовой ответственности.

Этот институт, будучи развитым и адекватным юридическим механизмом предупредительного, компенсационного, стимулирующего, воспитательного и карающего характера, является эффективным организационно-управляющим средством усиления защиты населения от чрезвычайных ситуаций в условиях заметного расширения и усиления отношений в сфере экономического оборота.

Но пока он в рассматриваемой сфере деятельности государства и общества не имеет системного представления, не содержит четких правил регулирования гражданско-правовой ответственности должностных и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Источник: Вангородский С.Н. и др. Проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Международная конференция 25-26 апреля 2000 года «Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций». —М., 2000.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdansko-pravovaya-grazhdanskaya-otvetstvennost/

Понятие юридической ответственности военнослужащих и ее виды — учебник Военное право

Не является правонарушением и причинение вреда охраняемым за­коном интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездейст­вием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

Риск не призна­ется обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жиз­ни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или обществен­ного бедствия.

Не является правонарушением причинение вреда охраняемым зако­ном интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.

Ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо неза­конных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает ответственность.

Приказ должен быть законным, уставным, отдаваться только в инте­ресах службы и быть выполнен доступными и дозволенными способами. Приказ, отданный с нарушениями этих требований, является противо­правным, я за его отдачу и выполнение несет ответственность тот, кто его отдал.

Следовательно, подчиненный, выполнивший приказ начальника, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия, В случае выполнения подчиненным заведомо незаконного приказа при полном осознании противоправности своих действий, он подлежит ответственности вместе с начальником, отдавшим такой приказ.

Специфическим обстоятельством, исключающим общественную опасность деяния для военнослужащих, относится в определенных слу­чаях исполнение обязанностей военной службы. Так, в частности, со­гласно Уставу гарнизонной и караульной служб часовой может и дол-

жен применять оружие не только при общественно опасном нападении на него или на охраняемый объект, что является условием правомерности необходимой обороны, но даже при приближении к посту или запретной границе посторонних лиц, не выполнивших его требование остановиться. Вопрос о правомерности применения оружия в подобной ситуации решается не по правилам необходимой обороны, а в связи с предусмотренной норма­тивным актом обязанностью часового действовать таким образом.

Военнослужащие могут привлекаться к следующим видам юридиче­ской ответственности: дисциплинарной, уголовной, материальной, административной, и гражданско-правовой.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нару­шениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослу­жащих.

Дисциплинарная ответственность наступает после совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть такого виновного нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, которое по степени своей общественной опасности подлежит наказанию властью командира (начальника по службе).

Наибольший эффект применения дисциплинарной ответственности достигается при сочетании с мерами воспитательного воздействия.

Дисциплинарные взыскания на военнослужащих налагаются соот­ветствующим командиром (начальником) в порядке, определенном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уголовная ответственность регламентирована нормой уголовного права. В уголовном законе определяется, что именно является преступ­лением и запрещается под страхом наказания. Уголовный закон выделя­ет общественно опасное деяние, определяет его границы и характерные черты, закрепляя его типичные признаки.

В то же время необходимо иметь в виду, что военнослужащие за совершение государственных и общеуголовных преступлений несут уго­ловную ответственность на общих, единых основаниях с другими лица­ми.

Однако уголовное законодательство содержит ряд норм, применяе­мых в связи с совершением преступления только к военнослужащим.

Эти нормы охраняют воинские общественные отношения от преступных посягательств, отражают особенности установленного порядка несения воинской службы.

Привлечение к уголовной ответственности означает высшую степень государственного осуждения как правонарушителя, так и совершенного правонарушения и влечет за собой применение наиболее суровых санк­ций, выражающихся в ограничении преступника в его личных неимущественных правах.

Отличительными особенностями уголовной ответст­венности от других видов юридической ответственности является то, что уголовная ответственность возлагается только за совершенное пре­ступление, особым государственным органом — судом, и только в осо­бом, уголовно-процессуальном порядке; ее наступление сопровождается (как правило) назначением виновному особой меры государственного принуждения — уголовного наказания; состояние судимости как специ­фического его последствия.

Материальная ответственность военнослужащих наступает за на­несение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причинен­ного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государст­ву.

Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответ­ственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению).

Специфика материальной ответственности проявляет­ся и в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и прежде всего воспитания в духе бережного отношения к военному иму­ществу.

Административная ответственность на общих основаниях насту­пает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных пра­вил.

Однако, к ним не могут быть применены административные взы­скания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

За ос­тальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоин­скими уставами.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственно­сти — возмещение имущественного ущерба, (а при нарушении договор­ных обязательств и уплата неустойки).

Особенностями гражданско-правовой ответственности являются: добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины и необходимости нести ответственность; об­ращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно) и воз­можность в некоторых случаях самому потерпевшему применить санкции.

Для гражданско-правовой ответственности характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовой ответственности могут решаться как различными судами, так и органа­ми управления.

В отличие от уголовного процесса, где действует пре­зумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсут­ствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходи­мо в определенных случаях доказать свою невиновность.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, ор­ганизации не при исполнении служебных обязанностей.

2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Как уже отмечалось выше, одним из видов юридической ответствен­ности военнослужащих является дисциплинарная ответственность.

По общему правилу, под дисциплинарной ответственностью понимается установленный законом способ государственно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков.

К дисцип­линарной ответственности могут привлекаться не только военнослужа­щие, но и сотрудники органов внутренних дел, государственные служа­щие, работники предприятий и организаций, а также другие лица.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственно­сти каждой категории указанных лиц определяются соответствующими законодательными актами (законодательством о труде, о государствен­ной службе, о службе в органах внутренних дел и другими). Важной отличительной чертой дисциплинарной ответственности является то, что виновный привлекается к этому виду юридической ответственности в служебном порядке властью командира (начальника).

Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответст­венности военнослужащих установлена статьей 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с данной статьей военно­служащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связан­ные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушение, содержатся в Дисцип­линарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно пункту 48 Дисциплинарного устава, военнослужащий за нарушение во­инской дисциплины и общественного порядка несет дисциплинарную ответственность в персональном порядке.

С учетом изложенного, под дисциплинарной ответственностью во­еннослужащих понимается такая юридическая ответственность, которая наступает за совершение проступка, представляющего собой нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, и реализуется в слу­жебном порядке властью командира (начальника) по правилам Дисцип­линарного устава. Дисциплинарная ответственность имеет целью укреп­ление воинской дисциплины, борьбу с ее нарушителями.

Источник: https://mirznanii.com/a/22918-2/ponyatie-yuridicheskoy-otvetstvennosti-voennosluzhashchikh-i-ee-vidy-uchebnik-voennoe-pravo-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector