558 женский гвардейский полк «ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк «Ночные ведьмы». 

От меня: Спасибо Вам дорогие наши женщины за победу!!! И Простите нас, что мы не смогли удержать то, что вы ценою

Ваших жизней добыли нам. Вечная Слава и Вечная память Вам!!!!

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Итак, «Ночные ведьмы»: Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила формированием Марина Раскова.

Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в город е Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским.

Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.

46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Два месяца шли тренировки. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.

В конце 1942-го начались тяжелейшие бои за Крым.

— Мы летали на Тамань, Керчь, Симферополь, Севастополь, — вспоминает Ираида Гавриловна. — Поскольку почти все девчата были новичками, полк понес большие потери. В первый бой я шла вместе с командиром звена — лейтенантом по имени Светлана, которая служила в авиации еще до войны.

Груз — 400 килограммов мелкоосколочных и зажигательных бомб, которыми мы обрабатывали вражеские укрепления. Немцы хорошо подготовились: летчиц встретили лучи прожекторов и плотный огонь зениток.

Над Таманью сбили самолет моей однополчанки Макаровой, еще два потеряли ориентировку и сели прямо в лиман. Машины вместе с экипажами утонули в грязи. Над Керчью был подбит и сгорел самолет, который вела девушка по имени Полина — выпускница Московского университета.

Всего над полуостровом погибло 10—12 девчат. После освобождения Крыма таких потерь уже не было.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь.

Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище — ночные ведьмы.

Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Большинство пилотов и штурманов женского полка были «дюймовочками» — невысокими, хрупкими. Это позволяло взять с собой на бомбу-другую больше. Их подвешивали к корпусу, а сбрасывали, перерезая веревки.

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей.

А что касалось боевой работы…

«Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать.

Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12.

Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.

Задача стояла одна — измотать противника непрекращающейся ночной бомбежкой. Запредельная нагрузка. К тому же, как метко заметил дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Григорий Речкалов, «летать днем и пить ночью совсем не то что летать ночью и не пить вовсе». Фронтовые «сто граммов» получали и летчицы.

После напряженных боевых вылетов им выдавали сто граммов водки или сухого вина.

Они объединялись по несколько человек, сливали спиртное в бутылку и отдавали портным и сапожникам батальона авиационного обслуживания, которые перешивали девушкам шинели и гимнастерки, но, самое главное, подгоняли по ноге хромовые мужские сапоги 42-го размера. 

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина. Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели.

А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах». «У нас тихая скорость была, мы ночью летали, в одиночку, — вспоминала Надежда Попова. — Я поднимаюсь, лечу на задание, у меня подвешены бомбы.

Я могла взять триста килограмм бомб, иногда максимально, 400 килограмм. И летела за линию фронта. Иду бомбить какую-то цель, определенную, скажем, скопление войск противника на передовой, перед наступлением наших войск. Вот это скопление войск противника, в таком-то квадрате. Мне надо бомбы сбросить сюда. Вижу, что сбросила бомбы, попала в цель. Это видно.

Начинают рваться снаряды, значит, выполнила задание. В это время нас ловят прожектора. Вы знаете, они для нас были гибели подобны, потому что они ослепляют летчика, и летчик ничего не видит, а пилотировать летчик должен по приборам. А моя задача была все-таки найти цель и вести, несмотря на прожектора, прицельный огонь.

А еще я должна была выйти из зоны этих прожекторов и увернуться из-под обстрела. И вот, выполнив задание, я скорей начинаю снижаться и уходить на свой аэродром…».

Единственным оружием экипажа были пистолеты ТТ. Только с середины войны на По-2 стали устанавливать пулеметы, которые помогали отбиваться от «юнкерсов» и «мессершмиттов».

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна. С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.

За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Весной 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение Крыма, сержанта Кузнецову наградили орденом Красной Звезды.

Женский полк (а потом и всю воздушную армию) перебросили на 2-й Белорусский фронт, которым командовал Рокоссовский.

В городе Столбцы летчики-мужчины встретили пополнение с издевкой: «Бабы на фронт прибыли!» Когда «бабы» построились в шеренги, чтобы приветствовать командование, все увидели, что на гимнастерках летчиц сияют ордена и медали, в том числе Золотые звезды Героев Советского Союза, а сам полк носит звание гвардейского.

Больше насмешек не было. Это очень напоминает эпизод из фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», когда желторотик Кузнечик решил пошутить над летчицами — и остолбенел, увидев их награды.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших. Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта.

Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты.

Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая с штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова с штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова с штурманом Евгенией Сухоруковой. Однако помимо боевых, были и иные потери.

Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже нааэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся.

В итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.

Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза: 1. Гвардии ст. лейтенантАронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. 2. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года. 3. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов.

Награждена 23 февраля 1945 года. 4. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. 5. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов. 6. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно. 7. Гвардии ст.

лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. 8. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов. 9. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. 10. Гвардии ст.

лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы. 11. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов. 12. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета. 13. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов. 14.

Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета. 15. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно. 16. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов. 17. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно. 18. Гвардии ст.

Читайте также:  Воинское звание в военном билете, где посмотреть состав и профиль

лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета. 19. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов. 20. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 980 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. 21. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. 22. Гвардии ст.

лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов. 23. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна — 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

24. Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка: Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.

Боевой путь полка 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.

С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по июнь 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове, освобождение Крымского полуострова и Севастополя.

В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилев, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленки. В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.

В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

  • За три года боев полк ни разу не уходил на переформирование.

Боевые действия полка Летчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего самолеты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полные сутки). Летчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.

Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам. Источники:

http://mspu.org.ua avia.mirtesen.ru

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/vtoraja-mirovaja-voina/nochnye-vedmy.html

Что бы помнили: 588 женский полк "Ночные Ведьмы"

?

Нафаня Бесфамильный (nafanyabesfamil) wrote, 2019-02-11 12:47:00 Нафаня Бесфамильный nafanyabesfamil 2019-02-11 12:47:00 Categories:

  • история
  • армия
  • авиация
  • Cancel

Всем доброго времени суток.

Не так давно вышел пост от @RADIOTAPOK, с треком «Sabaton — Night Witches (Сабатон — Ночные ведьмы)» в треке рассказывается история о легендарных лётчицах 588 полка (позже 46 гвардейский полк) в годы Великой Отечественной войны.

Честно говоря, трек меня впечатлил и я попытался найти информацию о данном полке.Информации, что удивительно, не так много.Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.

Руководила формированием Марина Раскова.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называетсяСоветская лётчица-штурман, майор Военно-Воздушных Сил РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза

Более подробно о Герое Советского Союза можно почитать тут

Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.

Красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами». Наши же солдаты ласково называли девушек «Дунькин полк», по имени его командира Евдокии Бершанской.558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называетсяФормирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. На всех без исключения должностях — механики, лётчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады находились только девушки. Средний возраст «летающих ведьм» составлял всего 22 года.558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет.

На вооружении полк имел самолеты По-2.

В 1927 это «Чудо техники» задумывался как машина для обучения летчиков, но во время войны его стали применять как легкий ночной бомбардировщик, при этом нанося противнику ощутимый урон.

В начале войны в полку насчитывалось всего 20 машин, затем число увеличилось до 45 самолётов.

Скорость — 120 км/час, что делало По-2 уязвимым даже для пистолетного выстрела.

Самолёт был лишён всякой защиты.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называетсяТ.е. понимаете? Вот этот тарахтящий ящик, двигался со скоростью уступающей современному автомобилю.

Cложно представить, как девушки добивались подобной эффективности на вылетах.

Так давайте более подробно рассмотрим и ее.Самолёт брал на борт около 300 кг бомб, многие девушки отказывались брать с собой парашюты и пулеметы для отражения атаки, предпочитая пару лишних бомб.Девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов.

Многих «ведьм» после такой ночи уносили прямо из кабин в казарму на руках.558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

За период боевой деятельности летчицы произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью.

Источник: https://nafanyabesfamil.livejournal.com/4161103.html

Ночные ведьмы — это… Что такое Ночные ведьмы?

46-й гвардейский Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46 гнбап) — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

История

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

46-й гвардейский Таманский женский авиаполк 4-й воздушной армии

Полк был сформирован в октябре 1941 по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии»[1]. Руководила формированием Марина Раскова. Обучение проводилось в городе Энгельс.

Полк отличался от прочих воинских формирований тем, что был полностью женским.

Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

  • Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года полк был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочной авиаполк.
  • С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.
  • В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.
  • За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».
  • 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.

Боевой путь

  • 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.
  • С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.
  • В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий против
  • С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка.
  • В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.
  • В марте 1945 полк гвардейцы участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.
  • В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.

Вооружение

Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.

Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»:

Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг.

Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До конца 1944 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.

Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Боевые действия

В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них

  • битва за Кавказ — 2920 вылетов
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылетов
  • освобождение Крыма — 6140 вылетов
  • освобождение Белоруссии — 400 вылетов
  • освобождение Польши — 5421 вылета
  • битва в Германии — 2000 вылетов.

Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствие окружённым советским войскам.

Потери

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то что лётчицы гибли за линией фронта ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги собранные всем полком объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.

Однако помимо боевых были и иные. Так 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина.[2]

А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт садясь в темноте сел прямо на другой, только что приземлившийся.[3] Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Награды

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Памятник в Пересыпи

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется
Награждение полка орденом Красного Знамени

Герои Советского Союза и Российской Федерации

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза

В 1995 году звание Героя Росии получили ещё два штурмана полка:

  • Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов.
  • Гв. ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

  • Гв. ст. лейтенант Доспанова Хиуаз

Более 250 девушек были награждены орденами и медалями.

Полк в искусстве

Такое уникальное формирование как полностью женский авиаполк не осталось незамеченным в истории. Ещё в 1961 году Семён Аранович снял документальный фильм о лётчицах полка «1100 ночей».

  1. В 1981 году в СССР был снят фильм: В небе «Ночные ведьмы», посвящённый истории полка.
  2. В фильме В бой идут одни «старики» в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка Героя Советского Союза Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка дважды Героя Советского Союза Семёна Харламова.
  3. После окончания войны многими из девушек были написаны книги и мемуары о своём боевом пути.

Скандалы

В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг «Походно-полевые жёны», в которой лётчицы изображены сексуально распущенными, что награды вручались только через постель и т. д. Ветераны полка подали на авторов в суду за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в связи с гибелью О. Грейга. [4] [5]

Читайте также:  Военкоматы новосибирска (октябрьского, советского и ленинского района), адреса и контакты

Память

В средней школе № 213 города Москвы 26 мая 1964 года открылся музей Боевой славы 46-го Гвардейского, Таманского, Орденов Красного знамени и Суворова III степени, ночного легкобомбардировочного женского полка, который действует до сих пор. Площадь экспозиции составляет 47 м², на которых размещено 13 стендов, витрины и 4 стола. Собрана библиотека, посвящённая полку.

Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учёбу. Но их фронтовая дружба живёт до сих пор.

Ежегодно 2 мая и 8 ноября они встречаются в сквере Большого театра в Москве — так решили на последнем собрании полка. Во время этих встреч бывшие гвардейцы рассказывают друг другу о своей жизни, об успехах и трудностях в работе.

Вспоминают и боевых подруг, и дни своей тревожной военной юности.

Литература

  • Ракобольская, Ирина Вячеславовна, Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. — 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005. — С. 336. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05008-8
  • Аронова Раиса Ермолаевна Ночные ведьмы. — М.: Советская Россия, 1969.
  • Литвинова Л. Н. Летят сквозь годы. — М.: Воениздат, 1975. — 207 с.
  • Магид А. О маленьком самолете. — М.: ДОСАРМ, 1951. — 84 с.
  • Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк. — Издание третье, дополненное и переработанное. — М.: ДОСААФ, 1960. — 228 с. — 45 000 экз.
  • Чечнева М. П. Небо остаётся нашим. — Издание второе, исправленное. — М.: Воениздат, 1976. — 238 с. — 100 000 экз.
  • Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом. — М.: ДОСААФ, 1984. — 270 с. — 100 000 экз.
  • Чечнева М. П. Боевые подруги мои. — М.: ДОСААФ, 1975. — 341 с. — (За честь и славу Родины).
  • Чечнева М. П. Повесть о Жене Рудневой. — М.: ДОСААФ, 1974. — 341 с. — (За честь и славу Родины).
  • Кравцова Н.Ф. От заката до рассвета.

См. также

  • 586-й истребительный авиационный полк

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589620

Кто такие «ночные ведьмы»

Наши читатели знают, какое сложное положение сложилось на фронтах осенью 1941 года. Враг был на подступах к Москве, начиналась блокада Ленинграда, общая ситуация ухудшалась каждый день. В эти трудные дни по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.

В феврале 1943 года за героизм и мужество личного состава полку было присвоено почётное звание «Гвардейский», и он был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командиром полка стала Евдокия Бершанская. Сама Марина Раскова стала командиром 587 бомбардировочного авиационного полка.

Герой Советского Союза Марина Раскова погибла в январе 1943 года.

Девушки в воздухе

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет.

Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк.

На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты.

Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов.

Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Полёт метлы

Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их «Nachthexen» (ночные ведьмы).

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

Лётчицы 46-го гвардейского полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.

Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции.

Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно –  это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска. За годы войны погибли 32 девушки и 23 боевые машины. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!

558 женский гвардейский полк «Ночные ведьмы»: история формирования, почему так называется

В 2015 году запущен 8-серийный документальный сериал «Прекрасный полк». Этот фильм снимался при поддержке Российского военно-исторического общества.

Он рассказывает об удивительных судьбах женщин, участвовавших в сражениях Великой Отечественной войны.

Фильм под номером 7 рассказывает о судьбе Евдокии Давыдовны Бершанской – командире легендарного авиационного полка, прозванного фашистами «Ночными ведьмами».

Источник фото: https://www.pinterest.com/

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kto-takiie-nochnyie-viedmy

«Ночные ведьмы». Почему так звали наших летчиц?

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины — от летчиков и штурманов до техников — были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов.

Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза.

Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название — «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями.

Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400−500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки.

Техники и механики — Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие — закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8−9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.

И тогда их число доходило до 16−18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, — они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».

Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что «руссфанер» не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц «ночными ведьмами», из-за которых они не могут выспаться.

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами.

Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен.

Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина. За годы войны полк потерял 32 летчицы.

Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом — испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на «отлично».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/36458/

Гвардейский 46-й бомбардировочный авиационный полк «Ночные ведьмы»

Гвардейский 46-й ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк, Ночные ведьмы — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Был сформирован 8 октября 1941 года по приказу НКО как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.

     Руководила формированием Марина Раскова. Командиром была назначена капитан Евдокия Бершанская, под чьим командованием полк сражался до окончания войны.

Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.

Формирование, обучение и слаживание проводилось в городе Энгельс. Полк отличался от прочих тем, что был полностью женским до своего расформирования.

     На фронт полк вылетел 23 мая 1942 года. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

Немцы прозвали их «Ночными Ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы.

Полк был расформирован 15 октября 1945 года, а большинство лётчиц демобилизовано.

     «Ночные ведьмы» летали на самолетах По-2. При формировании, в полку было 20 единиц, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю осталось 36 боевых самолётов.

Управление машин было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала. Пулемёты появились только в 1944 году.

До этого единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.

Боевой путь авиаполка

— 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.

  • — До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя.
  • — С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.
  • — В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.
  • — С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.
  • — Воздушные сражения на Кубани — с апреля по июль 1943 года
  • — С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.
  • — В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток.
  • — С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова, Варшавы, Остроленка.
  • — В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.
  • — В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.
  • — В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.
  • За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.
Читайте также:  Военкомат черемушинского района: официальный сайт, часы работы и контакты, оказываемые услуги

Источник: https://ruspekh.ru/articles/zhenskij-aviatsionnyj-polk-nochnye-vedmy

«Ночные ведьмы»

588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099, от 8 октября 1941 года, «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Командиром полка была назначена капитан Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем.Евдокия Бершанская (фото из открытых источников)Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу, два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет.588-й ночной авиационный полк (фото из открытых источников)Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Приказом НКО СССР № 64, от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк..

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»

И. В. Ракобольская, Н. Ф. Кравцова. «Нас называли ночными ведьмами.»588-й ночной авиационный полк (фото из открытых источников)Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин (фото из открытых источников)Немцы прозвали их «Ночными Ведьмами» за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2 и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы

«Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать. Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.

Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами.

«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут.

Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства.

А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…»

Из воспоминаний летчицДевчонки оставались девчонками даже на войне.

«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок.

Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк… Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи.

Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки.

Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Из воспоминаний летчиц

«ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО СОБРАТЬ ЦВЕТЫ ВСЕГО МИРА И ПОЛОЖИТЬ ИХ К ВАШИМ НОГАМ, ТО ДАЖЕ ЭТИМ МЫ НЕ СМОГЛИ БЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ВОСХИЩЕНИЕ СОВЕТСКИМИ ЛЁТЧИЦАМИ!»

— писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».Женский полк освобождал Кавказ, Крым, Беларусь, Польшу, дошел до самого Берлина. Юные женщины совершили десятки тысяч вылетов на маневренных, на хрупких деревянных бипланах, без радиосвязи, без брони для летчика, без специальных прицелов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.Вот такие вот девочки. Низкий им поклон, а ушедшим вечная память. Прочесть воспоминания их можно в книгах Натальи Меклин-Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами» (написана совместно с Ириной Ракобольской) и «От заката до рассвета».46 гвардейский… (фото из открытых источников)Кстати о наших девочках поет известная шведская группа «Sabaton», а не так давно вышла русская версия этой песни.

Источник: https://www.perunica.ru/geroi/10240-nochnye-vedmy.html

Как воевали «ночные ведьмы» на Великой Отечественной

«Ночными ведьмами» называли 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза. Он был образован по приказу Народного комиссариата обороны в 1941 году. Командовала «ночными ведьмами» опытная летчица Евдокия Бочарова (в первом браке Бершанская). Замполитом полка была Мария Рунт.

Из-за сугубо женского состава, а также имени командира мужчины-летчики иногда называли 46-ой полк «Дунькиным». При таком шутливом названии девушки-летчицы умели внушить врагу настоящий ужас.

Именно фашисты назвали этих бесстрашных асов в юбках «ночными ведьмами». Обучались летчицы в Архангельске.

27 мая 1942-го женский полк прибыл на фронт в составе 115 девушек, которые занимали в боевом формировании абсолютно все должности.

Ночными «ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную авиадивизию и совершали вылеты только ночью. Боевое крещение барышни получили через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили эти хрупкие дамы, полк заслужил звание «Гвардейский». В конце войны он вошел в состав 325-ой, затем 2-ой дивизий. По ее завершении был полностью расформирован.

Первый вылет произошел в районе Сальских степей. Затем девушки воевали на Дону, в районе реки Миус и города Ставрополь. В конце 1942-го 46-ой женский полк оборонял Владикавказ. Затем летчицы участвовали в суровых столкновениях с врагом на Таманском полуострове, где Красная армия и ВВС освобождали Новороссийск.

«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза.

После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов, Остроленк.

В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной операции.

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, — 120 км/ч.

При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам.

Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами.

В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть.

Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов.

В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов.

Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

«Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником.

Всего они сбросили на головы фашистов более 3000 тонн бомб. В боях героически погибли 32 летчицы. Самые тяжелые потери потерпел полк в 1943 году, когда был неожиданно обстрелян истребителями Messerschmitt Bf.110.

Тогда 3 самолета с экипажами внутри взорвались еще в воздухе.

За освобождение Таманского полуострова Краснознаменный 46-й полк получил второе название «Таманский». Более 250 летчицам были присвоены многочисленные награды. 23 стали Героями Советского Союза. Среди них Раиса Аронова, Вера Белик, Полина Гельман, Евгения Жигуленко, Татьяна Макарова, Евдокия Пасько и др.

Источник: https://russian7.ru/post/kak-voevali-nochnye-vedmy-na-veliko/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector